Типовые этапы, задачи и результаты консультационного проекта

Цель методологии

Методология выполнения типового проекта - необходимый элемент подготовки проекта, организации проектной команды и порядка взаимодействия ее членов в ходе реализации проекта и при сдаче результатов проекта Заказчику.
На базе методологии типового проекта путем уточнения отдельных положений методологии разрабатывается методика выполнения конкретного консультационного проекта, отвечающего потребностям Заказчика. Эта методика является основой для формирования рабочего плана проекта и его расписания.
В отличии от типовых производственных проектов, нацеленных на создание материального продукта, таких например, как проекты разработки и внедрения нового программного обеспечения, разработки новых видов продукции и услуг, которые выполняются командами опытных специалистов в соответствии с устоявшейся технологией производства или создания нового продукта, консультационные проекты решают специфические и/или уникальные задачи, нацеленные на:

  • выявление причин имеющихся недостатков деятельности;
  • выявление различий в понимании руководителями и исполнителями стратегических целей предприятия, влияющих на успех их реализации;
  • поиски и оценка применимости в конкретных обстоятельствах возможных методов и средств для устранения недостатков;
  • оценку эффективности инвестиций, планируемых в информационные технологии;
  • поиск наиболее эффективных ИТ-решений для конкретных условий деятельности предприятия;
  • формирование новых взглядов у Руководства относительно информационных технологий для решения стратегических задач.

Структура команды консультационного проекта зачастую сильно зависит от цели и задач самого проекта: количество и уровень компетенции консультантов будет существенно варьироваться, если рассматривать такие проекты, как: внедрение автоматизированной бухгалтерии, автоматизация складской или логистической функции, повышение финансовой эффективности, организационная оптимизация, роботизация процессов, и т.д.
Крупные консультационные компании с мировым именем, такие например, как PwC, E$Y, D&T, Accenture, используют в своей деятельности в качестве корпоративных стандартов наборы типовых методологий, ориентированных на предоставление их фирменных типовых услуг.

Цели, задачи, этапы и результаты консультационного проекта

Цели

Целью консультационного проекта является формирование обоснованных управленческих рекомендаций для руководителей отдельных направлений деятельности и предприятия, в целом, по повышению эффективности, устранению выявленных недостатков и принятию инвестиционных решений.
Управленческие рекомендации представляются, как правило, в форме проектов целевых организационных, технических и финансовых решений, предлагаемых к внедрению силами самого предприятия или привлекаемых для этого третьих лиц, а также планов по реализации этих решений.

Задачи и этапы

Задачи консультационного проекта - это мероприятия, сгруппированные по этапам проекта, обеспечивающие получение необходимых предварительных результатов, промежуточных и отчетных материалов.
К типовым задачам консультационного проекта относятся:

На этапе подготовки проекта к запуску:

Формирование объединенной проектной команды, включающей как специалистов Исполнителя, так и специалистов Заказчика, и согласование плана работ, порядка взаимодействия специалистов исполнителя и заказчика, графика выполнения работ.

На этапе проведения анализа текущего состояния деятельности и ИТ:

  • Cбор и анализ документов, предоставляемых Заказчиком по ключевым вопросам деятельности предприятия, связанным с целями проекта;
  • Планирование и проведение интервью с ключевыми лицами Заказчика для уточнения открытых вопросов после анализа представленных документов;
  • Обсуждение с членами проектной команды Заказчика предварительных результатов и промежуточных материалов;
  • Согласование с Заказчиком промежуточных материалов с результатами анализа текущей деятельности.

На этапе разработки целевых решений:

  • Согласование с Заказчиком концепций, ограничений и драйверов планируемых изменений, а также критериев оптимальности целевых решений: организационных, финансовых, технологических, временных;
  • Формирование набора альтернатив для рассмотрения в составе целевых решений;
  • Анализ альтернативных вариантов целевых решений;
  • Анализ экономических эффектов от внедрения целевых решений;
  • Поиск оптимальных решений в соответствии с согласованными критериями;
  • Обсуждение с Заказчиком результатов оптимизации;
  • Анализ вариантов реализации оптимальных решений.

На этапе разработки плана реализации целевых решений (Дорожной карты):

  • Оценка потребных и располагаемых ресурсов;
  • Формирование оргструктуры управления проектом или программой;
  • Разработка плана проекта или программы;
  • Формирование критериев успеха и методов их оценки.

Типовые результаты

Перечень типовых результатов консультационного проекта включает промежуточные и отчетные материалы:
Промежуточные материалы:

  • План проекта;
  • Перечень необходимых документов от Заказчика;
  • План интервью и типовые вопросы;
  • Краткие протоколы или аудиозаписи интервью;
  • Материалы, выносимые на обсуждение с членами проектной команды Заказчика;
  • План-проспект отчетных материалов;
  • Открытые вопросы по результатам анализа документов Заказчика;
  • Предварительные драйверы планируемых изменений (концепции, ограничения, возможности);
  • Критерии оптимальности альтернативных вариантов или сценариев;
  • Перечень учитываемых экономических эффектов и методов их расчетов;
  • Набор альтернативных вариантов для целевых решений;
  • Прогноз располагаемых и потребных ресурсов.

Отчетные материалы по этапам проекта включают:

  • Отчет по результатам анализа текущего состояния процессов и ИТ - на этапе проведения анализа текущего состояния;
  • Отчет о результатах формирования и оценки оптимального варианта целевого решения;
  • Дорожная карта (План программы);
  • Презентация для Руководства.

Перечень типовых экономических эффектов

В ходе выполнения консультационного проекта, как правило, рассматривается и анализируется следующие группы экономических эффектов.

Группа монетарных эффектов - экономических эффектов, приводимых к измеряемым денежным оценкам:

  • Затраты производства (хранения, сбыта, доставки ...) / удельные затраты;
  • Объемы производства или сбыта (удельные объемы);
  • Производительность (удельная производительность);
  • Уровень брака или надежности (удельный уровень);
  • Трудозатраты (удельные трудозатраты);
  • Объем инвестиций;
  • Параметры возврата инвестиций.

Группа немонетарных эффектов - эффектов, характеризующих качество управления и косвенно влияющих на экономические показатели деятельности:

  • Уровень использования современных технологий управления;
  • Состояние организационной культуры;
  • Уровень эффективности использования человеческого капитала.